Кто является основоположником школы психологии
Одним из ключевых вопросов, связанных с развитием психологии как науки, является вопрос об основоположниках ее различных направлений и специализаций. В данном тексте мы рассмотрим нескольких таких основоположников, в том числе основателя психологической лаборатории, педагогической, специальной и отечественной психологии, а также создателя первого в России психологического института.
- Основоположник психологической лаборатории
- Основатель педагогической психологии
- Основоположник специальной психологии
- Основоположник отечественной научной психологии
- Создатель первого в России психологического института
- Выводы
Основоположник психологической лаборатории
Главным именем в истории возникновения психологии как науки считается Вильгельм Вундт. Этот немецкий ученый в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводились исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год можно считать годом рождения психологии как науки.
Основатель педагогической психологии
Федор Каптерев — один из основателей педагогической психологии. Он стремился провести в жизнь идеи Песталоцци и создать педагогику на основе психологии. Понятие «педагогическая психология» стало употребляться с научной точки зрения только с появлением работы Каптерева в 1977 году.
Основоположник специальной психологии
В.И. Лубовский — один из ведущих исследователей в области специальной психологии в России. Он оставил более 200 научных публикаций, в том числе несколько монографий и наиболее популярный учебник в России «Специальная психология» (2003-2014).
Основоположник отечественной научной психологии
От основателя психологической лаборатории Вильгельма Вундта уже отходят отечественные исследователи. Но как показывает история, первым в России открыл кафедру психологии и физиологии ощущений Иван Михайлович Сеченов, который значительно повлиял на развитие отечественной научной психологии в целом. В его работе «Рефлексы головного мозга» проводится физиологическая трактовка основных психологических процессов.
Создатель первого в России психологического института
Созданный в 1912 году профессором Московского университета Георгием Ивановичем Челпановым, Психологический институт являлся первым в России научные исследовательским и образовательным институтом и рассматривался как пример передовой научной школы. С начала ХХ века преподавание на кафедре психологии и педагогики на российских университетах получило широкое распространение, а психология стала более признанной и уважаемой дисциплиной.
Выводы
Таким образом, психология, как наука развивалась благодаря усилиям многих ученых и специалистов в различных областях психологии. Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, Федор Каптерев исследовал область педагогической психологии, В.И. Лубовский — специальной психологии, И. М. Сеченов — отечественной научной психологии и Георгий Иванович Челпанов создал первый в России психологический институт.
Чтобы достигнуть успеха в психологической науке, нужно продолжать изучать работы известных ученых, а также развивать интерес к новым темам и методам исследований. Современные методологические и технические методы позволяют изучать психологические процессы как в лаборатории, так и в реальной жизни. Психология проникает во все сферы деятельности человека и получает все большую популярность.