Что за предмет ФГ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это документ, который определяет обязательные требования к содержанию и качеству образования в Российской Федерации. Одна из задач, поставленных перед этим стандартом, — формирование функциональной грамотности у младших школьников и школьников среднего звена.
- Функциональная грамотность
- Читательская грамотность
- Писательская грамотность
- Диалог и аргументация
- Умение работать с культурными различиями
- Полезные советы
- Выводы
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это способность использовать язык в соответствии с общественными и практическими потребностями. Она включает в себя разные аспекты, например, читательскую и писательскую грамотность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения, понимание культурных различий и адекватная реакция на них.
Читательская грамотность
Одним из важнейших метапредметных результатов обучения, определенных ФГОС, является читательская грамотность. Читательская грамотность — это умение понимать текст, извлекать из него информацию, анализировать и оценивать его содержание. Также важным аспектом является умение находить альтернативные источники информации, ориентироваться в многообразии культурных и информационных контекстов и использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Писательская грамотность
Писательская грамотность — это умение ясно и логично выражать свои мысли в письменной форме. Ключевым навыком здесь является умение планировать текст, выбирать подходящую лексику и структурировать свои мысли. Этот навык необходим для успешной коммуникации в современном мире и настоятельно рекомендуется к развитию в рамках формирования функциональной грамотности.
Диалог и аргументация
Умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения — это не менее важный аспект функциональной грамотности. Именно на основе диалога и аргументации формируются убеждения и принимаются решения. Школьник, владеющий этими навыками, может успешно дискутировать с окружающими людьми, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и решать конфликты.
Умение работать с культурными различиями
Современный мир — это мир культурных различий. В рамках формирования функциональной грамотности особое внимание уделяется развитию у школьников способности к адекватной реакции на культурные различия, пониманию культурных особенностей и общественных норм. Этот навык необходим для успешного взаимодействия в многонациональном и многокультурном обществе.
Полезные советы
- Развивайте у ребенка интерес к чтению. Показывайте ему, что чтение может быть интересным и полезным. Читайте вместе с ним книги и обсуждайте прочитанное.
- Научите ребенка писать. Дайте ему возможность выражать свои мысли в письменной форме. Разрабатывайте с ним планы написания текстов, помогайте выбирать правильную лексику и структурировать свои мысли.
- Обсуждайте с ребенком новости и события из жизни. Обучайте его анализировать информацию, находить альтернативные источники и ориентироваться в многообразии культурных и информационных контекстов.
- Ставьте перед ребенком цели и задачи, которые он сможет выполнить, владея функциональной грамотностью. Показывайте ему, как эти навыки могут быть полезны в жизни.
Выводы
Функциональная грамотность — это необходимый набор навыков, который не только поможет школьнику успешно учиться, но и станет незаменимым инструментом в его будущей жизни. Развивать функциональную грамотность нужно с самого раннего детства, помогая ребенку овладевать элементарными навыками в области чтения, письма и диалога и постепенно вводя его в мир культурных различий и информационных технологий.